По итогам 2023 года объем сделок на рынке гибких офисов Москвы может достигнуть 100 тыс. кв. метров. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании Commonwealth Partnership.
Как отметила руководитель департамента офисной недвижимости Commonwealth Partnership Наталья Никитина, суммарно объем рынка гибких офисов в столице по итогам 2023 года достигнет 404 тыс. кв. метров, сохранив показатель 2% от всего офисного предложения. «В 2024 году прогнозируется открытие еще нескольких площадок этого формата, запрос арендаторов будет составлять 100–200 рабочих мест на одного клиента», – прогнозирует она.
«Мы при необходимости трансформируем в гибкие офисы и классические площади. А пока сосредотачиваемся на повышении качества обслуживания уже существующей площадки такого формата, — делится Алексей Алёшин, управляющий директор «Товарищества Рябовской Мануфактуры», в собственности которой находятся как классические офисы, так и гибкое пространство «Товарищество Гончар». — Спрос на них пока отстает от спроса на обычные офисы, но мы это связываем с недостаточной информированностью клиента. Компании, которые детально считают хозяйственные расходы, знают, что закупка воды, бумаги, оплата клининга и другого сервиса добавляют к стоимости классической аренды значительную цифру и занимают административный ресурс, тогда как в гибких офисах все это включено в ежемесячную плату. Думаю, в ближайшие пару лет таких компаний станет больше. И хотя темпы роста не будут теми, о которых мы мечтали в 2021 году после пандемии, сервисные офисы все же будут постепенно отъедать долю рынка офисов обычных».
Наталья Никитина подтверждает тенденцию. По ее словам, клиентам раньше приходилось объяснять, в чем преимущество «флекса», но сейчас они все чаще сами приходят с запросом именно на такие помещения. Причем, в отличие от иностранных компаний, они даже готовы к нестандартным концепциям вроде Лужников, где офис соседствует с бассейном и спортивными залами.
В отличие от классического офиса, «флексы» или сервисные офисы предоставляют арендаторам больше возможностей по размещению сотрудников: договоры аренды для таких площадей, как правило, короче, что позволяет оперативно расширять или сужать занимаемые площади. При этом в стоимость контракта включены сервисное обслуживание, коммунальные и эксплуатационные расходы, дизайнерская отделка, мебель, интернет, уборка, охрана и ресепшен, видеонаблюдение, вода, кофе, канцелярия и обслуживание оргтехники.
В том числе по этой причине среди арендаторов много госкомпаний, которые заодно избавляют себя от многочисленных тендеров по обустройству. По словам Натальи Никитиной, еще несколько лет назад было сложно представить, что они согласятся работать в открытых помещениях без кабинетов. Но портрет людей, принимающих подобные решения, изменился, и сегодня его составляют специалисты до 30–35 лет. Они работают в сфере IT и не нуждаются в объяснениях, почему принимать соискателей на собеседования и самим работать в современном офисе приятнее, чем в переоборудованном здании НИИ где-то между ТТК и МКАДом.
Проверка недвижимости онлайн через Росреестр — это процесс получения информации о конкретном объекте недвижимости с помощью интернет-сервисов, предоставляемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Этот сервис позволяет пользователям быстро и удобно получать данные о недвижимости, не выходя из дома.
Преимущества проверки недвижимости через Росреестр:
- Официальная информация: Данные предоставляются из государственного реестра, что гарантирует их точность и актуальность.
- Удобство и доступность: Проверка может быть выполнена в любое время и из любого места с доступом в интернет.
- Снижение рисков: Позволяет выявить потенциальные юридические проблемы и избежать мошенничества.
Проверка недвижимости онлайн через Росреестр является важным шагом перед покупкой, продажей или арендой объекта, обеспечивая безопасность и уверенность в сделках с недвижимостью.